Конспект открытого урока по русскому языку
«Обобщение знаний частей речи»
для 2 класса
Подготовила учитель начальных классов :Хаджимурадова Кизбике Райзудиновна
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
- Метапредметные:
- Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
3. Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную рефлексию.
- Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:
- учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г.;
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- презентация «Части речи»;
- раздаточные материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Дидактическая задача урока: контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Цели урока:
- обучающие:
- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
- развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
3) воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Ход урока
(продолжительность 40 мин.)
1. Организационный момент (2 мин.).
«Здравствуйте, друзья!
Приветствую вас на нашем уроке я!
Всё ль у вас в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Каждый правильно сидит?
Каждый внимательно глядит?
2. Актуализация знаний (8 мин.).
1) мотивирование на начало урока.
– Каждый откроет тетрадь, запишет сегодняшнее число, классная работа.
2) минутка чистописания.
- Кто сегодня рано встал?
В школу кто не опоздал?
- Это каждый из вас. То есть – я. Вот и пропишем красиво парочку – Яя. И
вспомним, какую хитрость скрывает буква «я» при произношении в начале слова, после гласной или после разделительного мягкого знака. Напишем с новой строки несколько словарных слов, где буква «я» произносится двумя звуками: яблоко, яблоня, ягода. И переходим к словарной работе.
3) словарная работа.
-У каждого есть карточка со словарными словами. В них пропущены буквы.
Здравствуйте, город, посуда, молоко, собака, народ, корова, платок, пальто.
-Вспомните, впишите нужные буквы, выделите орфограммы.
Один ученик работает у доски. После написания обменяйтесь с соседом по парте для самопроверки.
-На экране появился правильный вариант написания слов. Теперь проверьте правильность проверки вашего соседа и написание на доске. Оцените работу на доске.
3. Определение темы и задач урока (3 мин.).
Мозговой штурм.
-Разгадайте, какие слова я зашифровала и определите тему сегодняшнего урока.
СЧИТА ЧИЕР
-Части речи. Правильно.
-Какие части речи мы уже с вами знаем? (Ответы детей)
-Но, если мы их уже знаем, зачем снова проводить урок про части речи, как вы думаете?
Учащиеся: Мы вспомним всё, что узнали на уроках. Проверим, хорошо ли мы усвоили эти знания, что знаем хорошо, а что упустили. Умеем ли применять эти
знания на практике.
- Вот мы и сформулировали тему нашего урока и цели урока.
- Речь человека состоит из слов. Все слова относятся к какой - либо части речи. Каждая из частей имеет своё название. С некоторыми из них вы уже знакомы.
4. Закрепление имеющихся знаний. (10 мин.)
1) фронтальный опрос с использованием презентации. Составление алгоритма понятий «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Предлог».
2) работа в группах по карточкам:
Группа 1.
- Знайте вы теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назову любой предмет
И на все вам дам ответ.
- Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подпишите все имена существительные и их число:
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Группа 2.
- Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Со мною все слова красивы,
Им краски радуги дарю!
- Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подпишите все имена прилагательные и их число:
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Группа 3.
- Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
- Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подпишите все глаголы и их число:
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Группа 4.
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Словам он руки помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
- Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подпишите все предлоги и существительные, с которыми они употребляются:
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.
5. Физкультминутка (3 мин.).
6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков (12 мин.).
Звучит мелодия
– Какое время года изобразил в своем произведении Петр Ильич Чайковский?
–С помощью какой части речи вы можете описать весну? (ответы детей).
- У каждого из вас на столе лежит текст. Прочитайте текст. Какой текст вы прочитали? (Текст-описание). Какую роль сыграли прилагательные в этом тексте? Они украсили, разнообразили текст. Он стал красивее, мы смогли представить себе весну.
- В выделенных предложениях подчеркните грамматическую основу и подпишите все изученные части речи, какие встретите.
Пришла Весна
Пришла Весна. Взяла Весна тонкие мягкие кисточки и начала рисовать.
На широкой лесной поляне вывела большую весеннюю лужу. А вокруг лужи рассыпала первые цветы – подснежники. Всё ожило. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым цветом Весна раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла сад, а яблоньке подарила белое платьице. Почуяв тепло, прилетели к нам птицы. Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это весенние цветы. Яркое солнышко прогрело землю.
Какое прекрасное настроение весной!
- А теперь сверьте выполненное задание с экраном проектора.
7. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.).
- Какая работа на уроке вам понравилась?
- Что мы должны помнить о частях речи?
- Что было самым трудным?
Если было интересно и легко на уроке, то улыбнитесь.
Если возникали трудности, сомнения, то погладьте себя по голове.
Если остались затруднения в определении частей речи, то закройте лицо ладошками.
- Спасибо каждому за старание!
Ведь главное – желание!
А навык и умение
Мы приобретём!