Конспект урока русского языка в 4 классе на тему
«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»
Подготовила: Шайдабекова Марта Гаджимурадовна.
Цель урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении aлгоритма (правописания гласной в безударных окончaниях имен существительных 1 склонения).
Задaчи:
предметные
– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен существительных»;
– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).
метапредметные:
– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое). Запишем дату, классная работа. Пропишите пословицу. Выделите орфограммы. |
Актуализация знаний учащихся. |
Предлагаю провести интеллектуальную опрос (корреспондент Сотрудник средств информации.). Отвечать четко и кратко. 1. Что называют именем существительным? 3. Что такое изменение по падежам? 5. Сколько склонений имеют имена существительные? 6. Какие существительные относятся к 1 склонению? 8. Кого? Чего? Это вопросы … 9. Слово-помощник для определения Р.п. 10.Кем? Чем? Это вопросы… 1 ученик: школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии 22 падежа; 2 ученик: звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей; 3 ученик: а вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. Итог интеллектуальной разминки. |
Постановка учебной цели, определение темы урока. |
На доске две группы слов: (записываем, определить падеж, поставить ударение) ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__ ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___ НА СТЕН__ НА УЛИЦ___ Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором - безударные).
Работа по теме урока. - Действительно, Тема нашего урока «Падежные окончания имён существительных 1 склонения ».сегодня мы изучаем правописание безударных окончаний имён существительных 1 -го склонения. Цель? Цели и задачи урока следующие: - учимся писать окончания имён существительных по алгоритму, думаем, рассуждаем; - развиваем умение определять падежи имён существительных; - трудимся добросовестно, работаем активно в парах, в группах. |
Исследовательская работа |
Проведем исследование. Работаем в парах (2 ученика у доски).
Работа в группе Таблица: Все падежи с окончаниями. -Какие выводы вы сделали? В первом склонении, На доске: Таблица: Все падежи с окончаниями. Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные). |
Итог исследования, работа с памяткой, первичное закрепление |
- Как проверить безударное окончание имени существительного? (работа с памяткой на стр.52 в РТ) Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных (слайд 7 ) 1. Поставлю ударение в слове 2. Если окончание ударное, то:
3.Если безударное окончание, то:
- Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Р Вернемся к словам из начала урока. Объясните, какие букв пропущены в окончаниях (первый пример поясняет учитель с комментированием, остальные учащиеся с места). ИЗ ИЗБУШК__ НА УЛИЦ___ ПО КОМНАТ___ |
Физпауза «Найди ошибку» |
|
Отработка умения в определении безударных окончаний имен существительных. |
Записываем слова из физминутки. На карточках: На ветки сирени, за подругай, до деревне, возле речке, по тропинк Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоениясамостоятельно выполняют 1 уровень, учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем 1 уровень. - Спишите слова, вставьте окончание. Проверьте выполнения задания по карточке-помощнице. Определите трудность выполнения задания. Из черемух.., около деревн.., к учительниц.., на стройк.., в рощ…, из Сибир.., на капельк.., из брусник.., в тундр.., на работ…, к синиц…, возле речк…, нашей молодеж... (Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.) 2 уровень. До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк…. .около речк… и скрылись в предрассветном тумене. Народ называет земл… кормилиц… . Над березов… рощ… плыло большое белое облако. Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч.. К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет. Карточка-помощница. 1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение. 2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму. 3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника. 4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически. Или - Определи порядок алгоритма правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Сравни окончания. Переведи слово в начальную форму. Поставь ударение. Поставь слова "земля" или "вода" в ту же форму. Определи склонение. Проверка. Вывод. - Скажите когда не будет возникать затруднения при написании окончаний имён существительных? Самостоятельная работа по учебнику. - Распределите данные словосочетания в три группы, запишите. Взаимопроверка. Вывод. - Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже). Проверка у доски с мультимедийной презентацией. Вывод. 1 гр. РТ с.55 № 6. 2 гр. Комментирование с места РТ с.54, № 4. |
Итог урока. Рефлексия урока. |
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
Где вы будете применять полученные знания? Как помогут, полученные знания, в жизни? (ответы) ДЗ упр. 156 |