МКОУ " Чиликарская ООШ"
с.Чиликар
  • Учитель начальных классов Шайдабекова Марта Г

    Конспект урока русского языка в 4 классе на тему

    «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

    Подготовила: Шайдабекова Марта Гаджимурадовна.

    Цель  урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении  aлгоритма (правописания гласной в безударных окончaниях имен существительных 1 склонения).

    Задaчи:

    предметные

    – создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен существительных»;

    – упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;

    – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

    метапредметные:

    – развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    – формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учащихся

    Организационный момент.

    «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

    - Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

    Запишем дату, классная работа. Пропишите пословицу. Выделите орфограммы.

    Актуализация знаний учащихся.

    Предлагаю провести интеллектуальную опрос  (корреспондент Сотрудник средств информации.).

    Отвечать четко и кратко.

    1. Что называют именем существительным?
    2. Как изменяются имена существительные? (число и  падеж,)

    3. Что такое изменение по падежам?
    4. Сколько падежей в русском языке?

    5. Сколько склонений имеют имена существительные?

    6. Какие существительные относятся к 1 склонению?
    7. Что значит, поставить существительное в начальную форму?

    8. Кого? Чего? Это вопросы …

    9. Слово-помощник для определения  Р.п.

    10.Кем? Чем? Это вопросы…

    1 ученикшкольники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии 22 падежа;

        2 ученик: звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей;

       3 ученик: а вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

    Итог интеллектуальной разминки.

    Постановка учебной цели, определение темы урока.

    На доске две группы слов:

    (записываем, определить падеж, поставить ударение)

    ИЗ ЗЕМЛ__  ИЗ ИЗБУШК__

    ПО ВОД___      ПО КОМНАТ___

    НА СТЕН__       НА УЛИЦ___

    Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором - безударные).

    • Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).
    • Какая тема ? Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных.

      Работа по теме урока.

    - Действительно, Тема нашего урока «Падежные окончания имён существительных  1 склонения ».сегодня мы изучаем правописание безударных окончаний имён существительных 1 -го склонения.      Цель?

    Цели и задачи урока следующие:

    - учимся писать окончания имён существительных по алгоритму, думаем, рассуждаем;

    - развиваем умение определять падежи имён существительных;

    - трудимся добросовестно, работаем активно в парах, в группах.

    Исследовательская работа

    Проведем исследование. Работаем в парах (2 ученика у доски).

    • Ваша задача просклонять имена существительные (сестра, папа). Поставить ударение, выделить окончания.
    •  Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

    Работа в  группе     Таблица:   Все падежи с окончаниями.

    -Какие выводы вы сделали? В первом склонении, 
    Помню даже во сне, 
    В предложном и дательном 
    Пишется ….                                            Повторим еще раз.

    На доске:

    Таблица: Все падежи с окончаниями.

    Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные).

    Итог исследования, работа с памяткой, первичное закрепление

    - Как проверить безударное окончание имени существительного?

    (работа с памяткой на стр.52 в РТ)

    Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных

    (слайд 7 )

    1. Поставлю ударение в слове

    2. Если окончание ударное, то:

    • Написание соответствует произношению

    3.Если безударное окончание, то:

    • Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
    • Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице
    • Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице

    - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Р

    Вернемся к словам из начала урока. Объясните, какие букв пропущены в окончаниях (первый пример поясняет учитель с комментированием, остальные учащиеся с места).

    ИЗ ИЗБУШК__ НА УЛИЦ___ ПО КОМНАТ___

    Физпауза «Найди ошибку»

    • Именительный падеж употребляется с предлогами.
    • У сущ 1 склонения в форме В.п. и Т.П. одинаковые окончания.
    • В В.п. словом-помощником является слово « горжусь\творю»
    • У сущ. 1 скл. В форме П.п. и Д.п. окончания совпадают.

    Отработка умения в определении безударных окончаний имен существительных.

    Записываем слова из физминутки. На карточках: На ветки сирени, за подругай, до деревне, возле речке, по тропинк

     Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоениясамостоятельно выполняют  1 уровень, учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем

    1  уровень. 

    - Спишите слова, вставьте окончание. Проверьте выполнения задания по карточке-помощнице. Определите трудность выполнения задания.

    Из черемух.., около деревн.., к учительниц.., на стройк.., в рощ…, из Сибир.., на капельк.., из брусник.., в тундр.., на работ…, к синиц…, возле речк…, нашей молодеж...

    (Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.)

     2 уровень.

    До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк…. .около речк… и скрылись в предрассветном тумене. Народ называет земл… кормилиц… . Над березов… рощ… плыло большое белое облако.

     Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

    К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

    Карточка-помощница.

    1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

    2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.

    3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.

    4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически.

    Или

    - Определи порядок  алгоритма правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения.

    Сравни окончания.

    Переведи слово в начальную форму.

    Поставь ударение.

    Поставь слова "земля" или "вода" в ту же форму.

    Определи склонение.

    Проверка. Вывод.

    - Скажите когда не будет возникать затруднения при написании окончаний имён существительных?

     Самостоятельная работа по учебнику.

    - Распределите данные словосочетания в три группы, запишите.

    Взаимопроверка. Вывод.

    - Как проверить безударное окончание имён существительных?

    (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

    Проверка у доски с мультимедийной презентацией.

    Вывод.

    1 гр. РТ с.55 6.

    2 гр. Комментирование с места РТ с.54, 4.

    Итог урока.

    Рефлексия урока.

    Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

    • - Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем?
    • Что мы с вами уже вспомнили? 
    • С какими трудностями столкнулись?
    • Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён 
      существительных. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные 
      падежные окончания имён существительных?
    • Закончите фразу: 
      В первом склонении, 
      Помню даже во сне, 
      В предложном и дательном 
      Пишется …. 

    Где вы будете применять полученные знания?  Как помогут, полученные знания, в жизни? (ответы)

    ДЗ упр. 156

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie